пятница, 7 мая 2010 г.

САМЫЙ ТРУДНЫЙ УРОК

На следующий день Лисёнок пришёл на полянку вместе с мамой. Лиса Патрикеевна ласково поздоровалась со всеми и объяснила, что сегодня у них будет самый трудный урок, поэтому она сама его проведёт, а Лисёнок на этот раз отдохнёт. Лисёнок пожал плечами, мол, не устал я вовсе, но маме возражать не стал.

Лиса Патрикеевна принесла с собой большую сумку. Она поставила её на землю, села на пенёк и начала урок.
-- Знаете, ребята, когда Лисёнок рассказал мне, что вы сами будете учить буквы, я подумала, что это для вас просто новая игра. Я была уверена, что пару дней вы поиграете в школу и забросите это занятие. Но дни шли за днями, а вы упорно продолжали учиться. Вот вы уже выучили 10 букв. Молодцы! Давайте поаплодируем сами себе.
Малыши , прыгая и смеясь, захлопали лапками и замахали хвостиками.

-- Теперь слушайте меня ещё внимательнее. Я думаю, что вы понимаете, что буквы учат не для того, чтобы просто знать их и хвастаться, что я вот знаю больше букв, а ты меньше.
-- А для чего их учат?-- пискнул Мышонок.
-- А как вы думаете для чего?
-- Чтоб уметь их красиво писать,-- попробовал догадаться Зайка.
-- Чтобы уметь читать,-- в один голос выкрикнули Белочка и Лисёнок.
--Да, читать газеты, как мой папа,-- солидно подтвердил Мишка.

-- Правильно! Нужно научиться читать. Но сначала вам нужно узнать,
Что есть буквы и звуки,
Есть гласные и согласные звуки.
А потом научиться соединять гласные и согласные буквы и звуки в слоги и слова.
-- Ой, я не знаю,-- завертел головкой Мышонок так энергично, что у него ушки захлопали на ветру, моя маленькая головка не сможет всё запомнить.
--Ой и я боюсь, что не смогу, -- печально опустил ушки Зайка.
--Вечно ты всего боишься, -- недовольно заворчал Мишка на дружка.

-- Не волнуйтесь, -- утешила Лиса Патрикеевна, -- это же не за один день надо выучить, а постепенно. И кто знает, может Мышонок со своей маленькой, но , как я думаю, умненькой головкой, выучит всё быстрее и лучше других.
-- Я буду стараться,- пообещал Мышонок.
-- И я! И я! И я!

Лиса Патрикеевна засмеялась:
-- Ну что ж, начинаем стараться, посмотрим -- расходятся у вас слова с делом или нет.
-- А как они расходятся, у них же ног нет? – удивился Зайка.
-- Ну это так говорят, если кто-то много говорит и обещает, а мало выполняет. Вот чтобы у нас так не получилось, приступаем к делу. Сначала я хочу проверить: помните ли вы выученные буквы или за каникулы забыли?

Лиса Патрикеевна достала из сумки несколько картонок и стала по одной показывать зверятам, а они дружно отвечали.
-- Это У, буква для паровоза, А, Я
-- А это поломанные расчёски: с глаз.., нет , с точками –Ё, без них Е, это с язычком – Э, а вот эта хитрая буква – Ы. Это Ю из песенки, это И. А это О – колёсико.
-- Ну хором у вас хорошо получается. А теперь я называю букву, а вы палочкой на земле её напишете. Приготовили палочки, приготовились сами. А О У Э Ы.
-- Ну вот, я же говорила: Мышонок первый справился.
-- А у него буквы маленькие, их легче писать,-- заворчал Мишка.
-- Это для тебя они маленькие, а для Мышонка- большие. Видишь, так устал, что пот лапкой вытирает.

-- А теперь пишите вторую строчку внизу: под А пишите Я, под О – Ё, под У-Ю, под Э-Е, под Ы-И. Произнесите эти буквы по парам А-Я,О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Правда, буквы в каждой паре немножко похоже произносятся? Только А,О , У, Э, Ы – более грубые, как голос взрослого, а Я, Ё, Ю, Е, И – более нежные, как голос маленького.
-- А теперь буквы на земле закройте листочками. Смотрите на меня и слушайте. А, Э, У.
-- Что я сказала? Повторите.
--А,Э,У.
-- Вы видите их?
-- Нет.
-- Но вы знаете, что я назвала А,Э,У. Откуда вы это знаете?
-- А мы слышали, как вы говорили.

-- Вот теперь внимательно послушайте, что я скажу и запомните: Есть буквы и звуки, они одинаковые, как близнецы. Буквы пишут и видят, а звуки – говорят, т.е. произносят и слышат. Буква А и звук А, буква У и звук У.
-- Проверим, как вы разобрались со звуками и буквами. Я начинаю, а вы заканчиваете . Буквы пишут и
-- видят.
Звуки произносят, говорят и
-- слышат.
-- Где у вас буквы?
-- Под листиками.
-- Откройте, посмотрите на них. А где у вас звуки?
-- В ротике, -- сказал Мышонок. И все засмеялись.
-- Не смущайся, Мышонок. В общем-то ты прав, это я ,наверное, не совсем правильно вопрос задала. Звуки у нас в памяти, в мыслях, и мы их всегда можем сказать, произнести. А буквы нам всегда напомнят звуки.
-- Ну всё, на сегодня хватит. Хочу с вами поговорить о другом. Приходите заниматься к нам домой, и я буду вести занятия.
-- Нет! – сказали все в один голос,-- мы хотим , как раньше, на полянке с Лисёнком.

-- Хорошо. Тогда слушайте дальше. Чтобы продолжать занятия, на полянке надо сделать стол и скамейку, а также навес от дождя. Я попрошу нашего папу сделать это, а вы попросите своих помочь.
-- Да! Конечно, хорошо!
-- И ещё. Завтра на полянке будет стройка. Отдохните дома, чтобы не мешать папам. Повторите всё, что сегодня выучили. Следующее занятие проведу с вами опять я, потому что оно тоже очень трудное. Потом Лисёнок справится сам, а я буду помогать. Так что скоро, мои умники дорогие, читать будете.
-- И умница тоже, -- добавила Белочка.
-- А как же. И умница тоже, может ещё раньше умников.
--Ура! Скоро читать будем! – запрыгали от радости зверята.
-- До свидания, Лиса Патрикеевна! Побежим домой, похвастаемся и с папами поговорим.

-- Мишка, может к нам зайдёшь?— предложил Зайка.
-- Не могу. Бабушка с дедушкой приехали в гости. Побегу побыстрее домой.

И медвежонок заторопился домой изо всех своих толстеньких лапок, только шум по лесу пошёл: топи- топи – топи – топ…

Дома его уже заждались, особенно бабушка с дедушкой: они так соскучились по своему любимому внуку, что никак не могли нацеловаться с ним и наобниматься. А Мишке не терпелось поделиться своими новостями.
-- Послушайте, послушайте, -- закричал он, увёртываясь от очередных объятий, - оказывается есть буквы и есть звуки. И что интересно – они вроде бы одинаковые, и вместе с тем – совсем разные. Буквы пишутся, звуки – произносятся. Буква А и звук А, буква У и звук У.
-- А ещё есть звуки гласные и звуки….
-- Согласные, --тихо подсказал папа.
-- Да, папочка, спасибо. Скоро мы их выучим и тогда будем учиться читать. Папа, ты, когда прочитаешь газету, не выбрасывай её, отложи, пока я научусь читать и буду читать газеты после тебя.
А папа сказал:
-- Давай, Мишка, мы сделаем по-другому. З завтрашнего дня я буду покупать себе взрослую газету, а тебе детскую газету или журнал, в них много фото и рисунков. Сначала будешь их рассматривать, а потом и читать будешь.

-- А для мам тоже есть газеты?- спросил медвежонок.
--Есть, -- ответила мама,-- но вряд ли у меня будет время их читать.
-- О да, -- согласилась бабушка.
-- Ничего, мама, ты только немножко подожди, я научусь читать и буду читать тебе вслух всё самое интересное.
-- Спасибо, радость моя! – улыбнулась мама.
-- А я? – сказал папа, притворяясь обиженным,- а я разве не радость твоя, я же часто читаю тебе интересные новости и вообще помогаю тебе, можно сказать во всём.
--Да-да,-- засмеялась мама, легонько прислоняясь головой к папиному плечу, -- ты тоже моя радость, так что порой мне кажется, что у меня уже два ребёнка, а не один и скоро будет три. Ой-ёй-ёй.

Все засмеялись.
Бабушка объявила:
-- По-моему пора ужинать.
Медвежонок закричал:
-- Нет, нет , не пора. Я ещё не всё рассказал, про самое главное забыл. Лиса Патрикеевна говорила, что надо на полянке сделать стол, скамейку и навес для занятий. Дядя Лис завтра будет делать и просил остальных пап помочь. Пап, ты сможешь?
-- На стройке я сам не смогу поработать, но утром заеду посмотрю, может помогу подвезти что-нибудь.
-- Подождите, а я? – загудел Дедушка басом, -- Я же завтра свободен, подвезёшь меня, я останусь на стройке и помогу.
-- Ура-а! – радостно завопил Мишка. А потом расстроился:
--Жалко мне нельзя на стройку. Лиса Патрикеевна запретила нам там появляться, чтобы не мешали и не попали в беду.
--Это очень правильно,-- одобрительно прогудел Дедушка.—А то ещё с крыши свалитесь или лапку прищемите доской.
-- Ой, -- сморщилась Бабушка, -- только не это.
-- Ну не будем каркать ,-- проговорил Папа бодрым голосом, --пошли ужинать.