воскресенье, 30 мая 2010 г.

Очень важный урок

Теперь слушайте очень внимательно и думайте. Из-за стройки у нас получился перерыв в занятиях и , я полагаю, что вы уже забыли о чём мы говорили на последнем уроке.
-- О буквах! О чём же ещё? – Важно сказал Мышонок.
-- Да-да! – закричала Белочка.-- И ещё о звуках!
-- О буквах и звуках! – закричали все от радости, что вспомнили.

-- Прекрасно! – сказала Лиса Патрикеевна. – А сейчас смотрите, что я вам принесла.
Она поставила перед каждым коробочку с квадратиками, на которых были написаны буквы. Это я дарю вам, чтобы вам легче было научиться читать.
Теперь из коробочки достаньте те буквы, которые вы уже выучили и положите их в ряд перед собой.
-- Зайка, что это такое?
-- Это лесенка из квадратиков.
-- А у меня пирамидка, -- сообщил Мышонок.
-- А я ничего ещё не сложил, я только буквы успел из коробочки вынуть, -- тихо сказал Мишка.

-- Милые мои, я ведь вам сказала выложить буквы в ряд , т.е. в одну строку. А вы,по-моему , решили с ними поиграть, как с конструктором. Заинька, ты же хотел побыстрее научиться читать, а это не игра, а упорный труд. Правильно выложили буквы Белочка и Лисёнок.
Зайка , скосив глазки на столик Белочки, в одно мгновение выложил свои буквы так же. Мышонок, помогая себе и носиком и хвостиком, быстренько разрушил свою пирамидку и сложил буквы, как надо. Мишка, тихо посапывая, не торопясь, тоже сделал всё правильно

-- Теперь я по очереди выставляю на доске большие буквы, вы мне их громко называете, находите такую же свою маленькую и ставите в таком порядке, как на доске.
-- А, У,О,Ы,Э,Я,Ю,Ё,И ,Е
-- А у меня лишняя буква!
-- Какая?
-- Не знаю, мы её ещё не учили.
-- Зачем ты её из коробки вынимал, раз не учили.
-- Мне ступеньки для лестницы не хватало.
--Зайка! – возмущённо заворчал Мишка. -- Забудешь ты свою лесенку?
-- Положи лишнюю букву в коробку и не мешай, -- прошептал Лисёнок.
Зайка так и сделал и успокоился. Лиса Патрикеевна только головой покачала.

-- Ну вот, -- сказала она,-- слушайте внимательно, -- громко и чётко произносим звуки по порядку, как стоят буквы на доске.
-- Вслушайтесь, как произносятся эти звуки, их можно пропеть, а-а-а, и-и-и, э-э-э. Обратите внимание, что, когда мы их выговариваем, Ротик открыт, язычок лежит, почти не шевелясь. Воздух выходит из ротика свободно, ему ничто не мешает. Голос звучит громко и красиво. И вот эти десять звуков, которые вы выучили первыми, имеют одно , общее для них название. Это гласные звуки.
-- Повторите. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.Гласные.
Лисёнок. Какие звуки мы выучили? – Гласные.—Зайка—Гласные.—Мышонок—Гласные. Медвежонок—Гласные. – Белочка.- Гласные.
Итак, мы выучили гласные звуки, но читать мы научимся только тогда, когда выучим согласные звуки. Их гораздо больше, чем гласных. Выучить их на одном уроке мы не сможем. Но сегодня мы должны понять, чем отличаются гласные звуки от согласных, а согласные от гласных.
Вы ещё не учили букв, но согласные звуки вы слышали. Я их вам назову. К- кашель, Р- работа, З- знак, Ш- шар., Д-дом.
Когда мы проговариваем согласные звуки, нам во рту что-нибудь мешает. Что может мешать говорить?
Морковочка, орешек, семечки, конфетка, -- наперебой заговорили все.

-- Правильно, -- сказала Лиса Патрикеевна,-- с полным ртом трудно говорить, еда мешает чётко выговаривать звуки, да и подавиться можно. Так что забудем про еду, освободим ротики и подумаем, что мешает голосу, а вернее воздуху.
-- А что может мешать в пустом ротике? -- удивился Мышонок.
-- А вот что, -- сказала Лиса Патрикеевна и стала перечислять: язык, зубы, губы.
-- А что же делать? Хоть они и мешают, а их же не выбросишь изо рта.—задумались малыши.
-- Тут вот какое хитрое дело, -- объяснила Лиса Патрикеевна, -- мешают то они воздуху выходить изо рта , но тем самым помогают выговаривать согласные звуки.
-- Ну я совсем запутался, -- тихо заворчал Мишка, -- кому что мешает, что кому помогает?
-- Я тоже,-- грустно поддержал его Зайка.

-- Тогда давайте произносить звуки и разбираться что чему помогает или мешает. Например, произносим М, Что мешает воздуху выйти из ротика?
-- Губы,-- догадалась Белочка,-- они плотно сжаты.
-- Т, язычок упирается в зубки и задерживает струйку воздуха, Ш – зубки сближаются, язычок приподнимается вверх и воздух выходит понемножку. Получается шипящий звук, или свистящий—С, или звенящий – З.
Согласные звуки вы будете учить по очереди, как гласные, и постепенно научитесь различать гласные и согласные звуки. А самое главное научитесь соединять их в слоги и слова. И таким образом научитесь читать.

А теперь вспомним, что вы уже знаете буквы и звуки. Знаете , что есть гласные и согласные звуки. Осталось совсем немножко – и будем уметь читать.

-- Скорей бы уж, а то ждать надоело, -- вздохнул Мишка, -- папа мне уже газеты детские покупает, а я только картинки рассматриваю или буквы знакомые нахожу. А дедушка с бабушкой у нас сейчас в гостях, так они мне читают. Можно уже домой бежать, а то они уже соскучились без меня?
-- По мне тоже мои меньшие соскучились, -- сказал Зайка.
-- А по мне мама знаешь как скучает! – вмешался в разговор Мышонок.
-- Ой , да по всем скучают, по мне тоже,-- обиделась Белочка.
-- Короче, -- улыбнулась Лиса Патрикеевна, -- пора по домам, ко всем нашим скучающим.

Стройка закончилась.

Когда после завершения стройки малыши-зверята впервые пришли на поляну с Лисой Патрикеевной, они были поражены. Полянка преобразилась. Ученики с любопытством разглядывали навес, столики, скамейки, шкафчики. Открывали дверцы, гладили столешницу, присаживались на скамейку, даже принюхивались, потому что запах свежесрезанного дерева был таким приятным.
Лиса Патрикеевна дала им возможность изучить всё новое, что появилось на полянке. Помогла им разобраться, где чей шкафчик, где можно положить одежду, где книги, игрушки, фломастеры, тетради, альбомы; помогла выбрать место, кому где и с кем удобнее будет сидеть.

Показала Мышонку какой ему сделали высокий стульчик, чтобы он мог, как большой, сидеть за столом вместе со всеми и слышать, и видеть учителя. Мышонок обрадовался и засмущался от такого особого внимания к нему.
Потом он попросил Мишку подвинуть свой высокий стульчик поближе , чтобы сидеть рядом. А Зайка , конечно, сел с другой стороны. Белочка села рядом с Мышонком , а Лисёнок подошёл к учительскому столу.
-- Подожди, Лисёнок, -- сказала его мама, -- сегодня ты посиди со всеми рядом, а завтра уже будешь Учителем.
-- Ладно, -- согласился сынок и сел рядом с Белочкой.
-- Ну, как вам полянка после стройки? – спросила Лиса Патрикеевна.
-- Так красиво! Непривычно! Как будто в другое место переехали! Всё новое! Незнакомое! – загалдели все.
-- Спасибо нашим папам и дедушкам, -- сказала вежливая Белочка -- Но как-то страшновато стало.
-- Почему? – удивились все.
-- Ну я попробую объяснить. Мы учились сами по себе. Учились, как умели и как получалось. Никто не знал про наши занятия. А теперь все знают, будут спрашивать, как вы там учитесь в своей школе на полянке, почитайте-ка нам. Может мы зря вам навес и мебель делали? Получается вот такая ну …
-- Ответственность, -- подсказала Лиса Патрикеевна.
-- Да, да, подхватила Белочка. -- Ответственность перед всеми и нет уже той свободы,
когда мы сами решали, что делать, что учить.
-- Нет, Белочка, ты не права. Как и прежде, каждая выученная буква будет сюрпризом для ваших родителей и никто не будет вас подгонять, заставлять, но будут рады, когда вы будете рассказывать о своих успехах. А вы на каждом уроке будете узнавать что-то новое, и поэтому каждый урок будет для вас сюрпризом. А когда вы научитесь читать , а потом и писать, вы поймёте, как хорошо быть грамотным.

-- А скоро мы уже будем уметь читать? -- спросил нетерпеливый Зайчик.
-- Скоро, -- улыбнулась Лиса Патрикеевна. – Сегодня я проведу урок, а следующий -- проведёт Лисёнок. И вот тогда вы уже научитесь читать слоги и небольшие слова.
-- Ого! Так быстро!? – удивились все.
-- А сейчас я отпускаю вас немножко отдохнуть, подвигаться, а потом проведём ещё один очень трудный и важный урок.