Сегодня Лисёнок пришёл самый первый: радовался, что снова будет учителем. Он достал из шкафа для учителя всё необходимое для занятий: все гласные буквы выставил на полочке на доске, положил на стол перед собой две согласные буквы.
Потом серьёзно и важно сказал:
-- Сегодня у нас будет трудный и интересный урок.
-- Ну вот, опять трудный , когда уже лёгкий будет?—заворчал Зайка.
-- Зайка! – удивилась Белочка,-- ты почему таким Ворчуном становишься?
Зайка вильнул коротеньким хвостиком и сделал вид, что не слышит.
-- Сегодня я покажу вам две согласные буквы и научу составлять и читать слова с этими буквами.
-- Наконец-то будем читать,-- тихонько поворчал Зайка.
-- Вот я вам показываю первую согласную букву – эм. Это очень нужная буква, потому что с буквы эм начинается самое наше любимое слово – мама.
-- И ещё я хочу обратить ваше внимание на то, что согласные звуки и буквы немножко по-разному произносятся. Буква эм, а звук – М, мм. Ни мэ,ни мы, а только Ммм. Сжали губы и сразу разжали. Проговорите несколько раз мм, мм, мм.
Много слов начинаются с этого звука: м—молоко, м-мяч. Называйте, какие вы знаете ещё слова – мел, мода, марка. Но самое любимое наше слово…
-- Мама,-- дружно сказали все.
-- И значит буква эм и эвук м- это мамины буква и звук.
--Для того, чтобы научиться читать, нужно научиться составлять слоги из согласных и гласных звуков. Пока мы знаем один согласный звук – М. Но гласных звуков и букв мы знаем гораздо больше. Достаньте из коробочки букву М. Напишите М в тетрадке. Очень трудно написать её ровно и красиво.
-- А правда, правда, М похожа на молнию?
-- Особенно у меня,-- грустно сказал Мишка,-- ножки получились кривые и расползлись в стороны, точно кривая молния.
-- Не переживай,-- утешил друга Зайка, напиши букву поменьше, сначала начерти две ровных чёрточки, потом между ними сделай уголок и будет красиво.
-- Всё,-- сказал Лисёнок,-- учимся составлять слоги.—Положим рядышком М и А. Теперь учимся произносить два звука вместе, на одном дыхании.
-- Не понимаю,-- сказал Мышонок, -- мы что ли до сих пор на двух дыханиях
говорили, или как?
-- Дыхание у нас одно, но звуки можно говорить по отдельности, с остановкой: М, А, У, И, а можно проговорить два звука сразу, как один -- МА. Кто научится произносить два звука вместе плавно, как один, тот и научится читать.
-- Так просто, -- удивился Зайка.
-- Ну давайте, учитесь, проговаривайте два звука вместе.
Ученики замычали, кто во что горазд.
-- Мммээа, ммм… ааа, м-м-м а-а-а.
-- Не получается.
-- Давайте вместе со мной, как будто мы все вместе тихонько и медленно поём: мммааа, мммааа, ммаа, ма.
-- А теперь без меня скажите – ма . Это первый слог, который вы научились читать. Ура!!
-- А это не только слог,это маленькое детское слово. Наша малышка вместо нет, говорит ма и вот так разводит лапками : ма , -- сказала Белочка.
Все заулыбались
--Запишите в тетрадку первое маленькое слово или слог МА.
-- Так,-- сказал Лисёнок, -- учимся читать дальше.К букве эм добавляем гласную У. Ставьте рядышком эм и у. Первый звук согласный м, второй гласный- у. Произносим их вместе.
-- На одном дыхании?—спросил Мышонок.
-- Совершенно верно. У кого получилось?
-- Му,-- прочитала Белочка, а за нею все остальные.
-- Ну-у, замукали все, как телята на лугу,-- засмеялся Зайка.
-- Так и есть, этот слог тоже маленькое слово, которое умеют говорить телята. Запишите и его в тетрадку.
-- Ну а сейчас У отправляем в коробочку и достаём оттуда О.
-- Ставим рядышком МО, что получилось?
-- Мо, мо, мо.
-- Это уже никакое не слово, а просто слог такой, -- сказал Мышонок.
-- Правильно! Записываем. Дальше.
--МЭ.
-- Мэ, мэ, мэ.
-- Такого слова тоже нет. Записываем.
--МЫ.
--Мы, мы, мы,мы.
-- Ой, а это уже настоящее маленькое слово.
-- Мы – ученики, мы учим буквы, мы бежим,-- загалдели все.
-- Мы кричим, мы шумим,--недовольно сказал Лисёнок.—Записывайте такое хорошее слово.Дальше.
--МЕ.
-- Ме,ме, ме, ме.
-- А это , это козочкино слово, -- закричал Мишка, -- записываем.
-- МЁ.
-- Мё, мё, мё, мё, это просто слог, записываем, дальше.
--МИ.
--Ми,ми, ми, ми, это тоже слог.
-- Подождите, нет, нет. Это маленькое слово. Моя сестра музыкой занималась, -- торопилась высказаться Белочка, -- Она учила ноты : до,ре, ми, фа, соль, ля , си.
-- Ну, Белочка, к чему ты фасоль эту вспомнила, -- пожал плечами Зайка и рассмеялся, а за ним все, кроме Лисёнка.
-- Не фасоль, а ми. Нота так называется - ми. Вот и маленькое слово –ми. А вам лишь бы только смеяться. Записывайте.
-- Ну нота так нота, -- миролюбиво сказал Мишка, -- не обижайся , Белочка.
А Лисёнок продолжал:
-- Давай, Зайка, прочитай все слоги, которые ты записал.
-- А почему я? Пусть другие читают.
-- Не хочешь – не надо.
-- Я, я, -- закричали все.
А Зайка хмуро сказал:
-- Да ладно. И без вас прочитаю: ма, му, мо, мэ, мы, мя, мю, ме, ми.
Лисёнок сказал:
-- Дома ещё читайте слоги, чтобы хорошо научиться их читать.
А теперь, на новой строчке напишите - ка рядышком два слога ма.
Первая, конечно, написала Белочка, и не успел Лисёнок ничего сказать, как она радостно закричала:
-- Я знаю, знаю, получилось слово мама. Мама, мама, любимая мама. Я уже умею написать и прочитать настоящее дорогое слово – мама. Ура, ура, ура.
-- Не одна ты, -- запищал Мышонок недовольно,-- я тоже умею.
-- И я! И я! Ура!
А Лисёнок вспрыгнул на скамейку, совсем, не как учитель, и крикнул, подпрыгивая:
-- Всё! Отдыхаем! Побегаем, попрыгаем и лапками подрыгаем! Побежали на полянку. И все выбежали из-под навеса и стали кувыркаться и кататься по травке, шалить, кричать и баловаться.
среда, 16 июня 2010 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)